НИКОЛЬСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОРпоследний звон колоколов © Виктор Кашляк Эта статья написана по материалам хранящимся в Государственном архиве Семипалатинской области и Областном Краеведческом Музее. Многие материалы, в своё время, носили грифы "Совершенно Секретно", "Секретно", "Для служебного пользования" и т.д.; сейчас рассекречены и по ним можно проследить о ходе антирелигиозной борьбы в нашем городе, в частности уничтожение архитектурных памятников - церквей и мечетей. Прочитав статью "Последний звон колоколов" в газете "Иртыш" за 2 марта я был крайне удивлён её названием, так как абсолютно ничего не нашёл не только о последнем звоне колоколов на Никольском Соборе, но даже ни чего нет о последнем периоде его жизни,хотя есть что написать. Это и побудило меня более подробно ознакомить горожан с этой печальной страницей одного из самого красивейших храмов не только нашего города,но и всего прииртышского региона.
По моему мнению, весь период существования каждого культового сооружения, можно разделить на два этапа: это этап строительства и расцвета и этап разрушения религиозных устоев и уничтожения храмов. Этапы разделены между собой Ленинским Декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" /январь 1918 г./. Интересное совпадение по Никольскому Собору - с момента первого богослужения в храме до 1918г. ровно столько, сколько с 1918 г. до его полного закрытия /по 17 лет/. Во втором этапе обязательно выделяется 1922 г., когда под видом помощи голодающим был нанесён по церкви очередной удар. В нашей области Ленинский декрет начал претворятся в жизнь несколько позже,чем в европейских регионах РСФСР, сразу после окончания гражданской войны, т. е. с конца 1920 г. когда была создана губернская комиссия по отделеню церкви от государства. Именно с этого времени Никольский Собор начал отсчитывать свою печальную, трагическую половину жзни. Вместе с другими религиозными общинами, Никольская, в октябре 1920 г. взяла во временое и т. наз. бесплатное пользование свой храм и культовое имущество,заключив договор с местными властями. Это бесплатное пользование выразилось в таких государственных налогах, что средств не хватало ни только на содержание здания, но даже на пропитание. Наступил 1922 год. Под видом помощи голодающим Поволжья, Советское правительство наносит первый удар по церкви - оно решает изъять все церковные ценности находящиеся в храмах. Во всех губерниях срочно создаются чрезвычайные комиссии в составе пред. исполкома, пред. ЧК, Губмилиции и т.д. для проведения этой сложной операции. 13 апреля 1922 г. ГПУ по КССР - лично Ответсекретарю Семгубкома РКПб. Шифротелеграмма. Сов. Секретно.
Согласно этой шифротелеграммы местные комиссии приступили к изъятию. Но как всё это происходило? Вроде всё согласно инструкции, но в то же время по-варварски. 5 мая пришла очередь и Никольского Собора. Комиссия в составе которой даже отсутствовал ювелир /самым главным специалистом-оценщиком был представитель музея Географического Общества Н.Н. Белослюдов/, вооружившись описью культового имущества начала свою работу. Компетентность комиссии, в данном вопросе, можно судить по составу её: зампредгубисполкома, завгубфинотделом и пред. Губпомгола, поэтому она не только не могла оценить изымаемые предметы с художественной точки зрения, но даже лень было проверить вес описываемых предметов и он ставился какой называли служители культа. Поэтому против каждой иконы, вносимых в список изъятия появились такие примечания: "Ввиду того, что снятие означенной ризы не испортит самое изображение, а значит не будет иметь никакого отношения в затруднении выполнения обрядов культа, означенную ризу с иконы изъять", "ввиду того, что означенная риза ценности ни художественной, ни исторической не представляет, таковую изъять без проверки веса". Таким образом были "раздеты" 25 святых икон в Никольском храме. Снятые ризы превращались в лом и складывались в ящики, превращаясь из художественных произведений в простой серебросодержащий металл, для отправки в Москву в ЦК Помгола. Только одна икона "Николая Чудотворца" смогла перенести этот печальный период и сохранить свой наряд, только благодаря своим почитателям прихожанам, которые внесли за неё выкуп - такое количество серебряных изделийй, сколько весит сама икона с окладом. А на единственное "Евангелие", которое на свою беду оказалось в серебряном переплёте, вообще не стали тратить времени, его оприходовали и отослали вместе с книгой, поставив общий вес 23 фунта /чуть более 0,5 пуда/. Таким образом из Никольского Собора было добыто почти три пуда серебра, упаковано и выслано в Москву 69 предметов. ...И остался Собор без своих великолепных украшений… Закончился 1922год и с ним закончился период массового изъятия церковных ценностей, с началом 1923года началась другая антирелигиозная компания - массовое изъятие самих молитвенных зданий: под школы, школы, больницы или просто под какие нибудь склады. Самое главное отобрать, а там видно будет под что, можно даже сломать и сделать стройматериал. Нарастая с каждым днём, эта компания к 1929году докатилась до границ нашего округа /в 1928-30г.г. вместо Семгубернии был образован Семокруг/. Начался сплошной беспредел, за один только 1929год в округе было закрыто 70 церквей и мечетей и все с грубейшим нарушением существующих законов и циркуляров; решения о закрытии не высылались на утверждение не только во ВЦИК и КазЦИК но даже в округ. Таким образом были изъяты от верующих в нашем городе два православных храма - Александро-Невская церковь и часовня в Жанасемей, они то и открыли этот чёрный список, который с каждым годом, даже месяцем стал увеличиваться. ЦК ВКПб, обеспокоенное данным самоуправством местных властей, что могло привести к народному недовольству и даже к политическому взрыву срочно шлёт на места циркуляр, исполняя его, ВЦИК издаёт своё Постановление, которым узаконивается порядок изъятия зданий. Да, только порядок, а не закон останавливающий это безобразное явление. Благодаря этого постановления процесс изъятия и переоборудования молитвенных помещений становится необратимым. Под разными предлогами закрываются церкви и мечети, нашлись такие причины и для Никольского Собора. Первая - это якобы неудовлетворительное техническое состояние здания. В октябре 1929 года на заседание Окрисполкома выносится вопрос о назначении технической комиссии для обследования здания Никольского Собора, якобы находящего в аварийном состоянии. Бурно рассмотрев его, решили создать комиссию и виновных в бесхозяйственном отношении лиц привлечь к строгой ответственности". Но это была не человеческая забота, а просто поиск причины для закрытия. Об этом ясно написали верующие в своём заявлении в Окрисполком в начале 1930года. Это был первый, пробный шаг местных властей в деле закрытия Собора. Затем за Никольский храм, мёртвой хваткой, взялся Городской Совет. Ссылаясь на ходатайство горожан, Горсовет в сентябре 1931 года выносит постановление: "Удовлетворить просьбу рабочих, служащих и частей гарнизона как вполне обоснованную и законную и запретить с 20 сентября с.г. церковный звон в Никольском Соборе, расположенном в парке Ленина в центре города...". С этого дня работа звонарям представлялась только по большим церковным праздникам, да и то только с письменного разрешения Горсовета. Чётко исполняя постановление ВЦИК - о закрытии молитвенных домов, городские власти начали проработку этого вопроса в трудовых коллективах. Особенно это проявилось при обсуждении отчётного доклада Горсовета за 1931год. Почти во всех трудовых коллективах, где обсуждался отчётный доклад, принимались резолюции примерно такого содержания, какое было принято на собрании Семипалатинского Гарнизона: "общее собрание в кол-ве 800 чел. считает, что церкви, синагоги, мечети являющиеся домами старой, гнилой религии, которые были оружием капитализма, для обмана трудящихся, считая что религия является ядом, при широком сознании трудящихся, принимая во внимание очень маленькую посещаемость, помещения пустуют, общее собрание единогласно постановляет: поставит вопрос перед ВЦИК об изъятии Никольского Собора, синагоги и мечети № 8". Создав общественное мнение и вооружившись поддержкой народа, Горсовет опят начал наступление на Собор. Ни чего нового не придумав он применил старый ход - аварийность строительных конструкций здания. В августе 1932 г. ходатайство Горсовета по этому вопросу было рассмотрено на Президиуме Облисполкома, но на этот раз вышла осечка: "Вопрос обсуждением перенести, проверить всесторонне обоснованность материала Горсовета в соответствии с существующими законоположениями о религиозном культе...". Не найдя поддержки в Облисполкоме, городские власти решили самостоятельно "добить" прихожан. В ноябре 1932 г. на рассмотрение Президиума Горсовета вновь /в который уже раз/выносится акт технической комиссии о необходимости ремонта церковного здания. "В виду того, что указания технической комиссии от 30.01.32г. о ремонте, со стороны религиозной общины Никольского Кафедрального Собора до сего времени не выполняются, по мотивам лишь недостаточности собраных на эту цель пожертвований. Что актом вторично созданной технической комиссии от 23.11. с.г. вновь констатировано, что дальнейшее оставление притаком положении грозит приведению здания совершенно в негодность и частичным обвалом, в связи с появлением трещин в нескольких местах , предложить... впредь до ремонта здания прекратить в нём устройство богослужений и собраний верующих". Реакция прихожан на это постановление была предсказана ещё в 1929 г., во все инстанции полетели жалобы на действия местных властей. В связи с этим Казахстанское Митрополитанское церковное управление обратилось в декабре 1932 г. в КазЦИК с просьбой воспрепятствовать закрытию Никольского Собора. КазЦИК в свою очередь предупредил Облисполком, "что никакие меры в направлении закрытия или изъятия храма не должны применяться впредь до рассмотрения этого вопроса в Президиуме КазЦИК". В декабре 1932 г. вопрос по Никольскому Собору снова рассматривается на президиуме Горсовета,которым выносятся жёсткие условия:
В сентябре 1933 г. Горсовет вновь рассматривает вопрос о колокольном звоне, теперь уже о полном запрещении:
И только в апреле 1934 года закрытым заседанием Президиума Горсовета был окончательно и полностью запрещён "колокольный звон в молитвенных зданиях на территории Горсовета". В 1934году началась очередная компания перевыборов Горсовета и с новой силой в трудовых коллективах зазвучали требования о закрытии всех молитвенных помещений в городе, в том числе и Никольского Собора, а коллектив геолого-разведки вообще предложил организовать в этом здании антирелигиозный музей. К вышеперечисленным причинам, Горсовет добавил ещё одну, Собор оказался на территории парка имени Ленина, теперь, чтобы попасть в храм, надо платить за вход в парк, а затем только прихожане могли пройти в церковь. С каждым годом стали возрастать налоги, которые церковная община обязана была платить государству в первую очередь, усиление антирелигиозной пропаганды,притязания Горсовета, резкий спад посещаемости /ведь собор был расчитан на вместимость 1400 человек, отсюда и отсутствие дохода/ привели к тому, что в декабре 1935 года Никольская религиозная община сдалась и вынуждена была просить у местных властей о замене храма на меньший. Далее читателю представлена подборка решений и постановлений местных властей в виде дневника о последних месяцах жизни Никольского Кафедрального Собора. Протокол № 2 заседания Президиума Горсовета. 11.01.36 г.
Протокол технического совещания при Президиума Горсовета. 10.03.36 г.
Протокол № 13 заседания Президиума Семипалатинского Горсовета. 23.03.36 г.
Постановление объединённого 13-го Пленума Семипалатинского Горсовета и 8-го Пленума Горкома ВКПб совместно с председателями аулсельсоветов. 11-14 марта 1936 г. "О школьном строительстве"
Постановление Президиума Семгорсовета. 8.04.36 г. /Проект/
...Летом 1937 г. кирпичный щебень от Никольского Собора и весь оставшийся мусор был вывезен на ул. Молотова, Калинина, Комиссарская для засыпки ям. /Интернациональная, Калинина, Ауэзова/. Так закончил свое существование великолепный архитектурный комплекс – Никольский собор.
|